«Господь даёт мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2: 6). «…Человеку, который добр пред лицем Его, Он даёт мудрость, и знание, и радость» (Еккл. 2: 26). «Когда мудрость войдёт в сердце твоё, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Притч. 2: 10-13). «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110: 10). «Начало мудрости — страх Господень; … глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1: 7). «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч. 15: 32). «В страхе пред Господом — надежда твёрдая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14: 26). «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 14: 27). «Надейся на Господа всем сердцем твоим… Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч. 3: 5-7). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота» (Притч. 3: 13, 14). «Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притч. 8: 10, 11). «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» (Притч. 16: 16). «Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости» (Сир. 40: 20). «Превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею» (Еккл. 7: 12). «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей» (Еккл. 7: 19). «Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря» (Еккл. 12: 11). «Приобретай мудрость, приобретай разум… Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4: 5-9). «Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна» (Притч. 24: 13, 14). «Сердце разумного приобретает знания, и ухо мудрых ищет знания» (Притч. 18: 16). «Дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи праведного, и он приумножит знание» (Притч. 9: 9). «От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдёшь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов её» (Сир. 6: 18-19). «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Притч. 15: 31). «Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней» (Сир. 27: 9). «И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме» (Еккл. 2: 13, 14). «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Притч. 15: 14). «К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума» (Притч. 17: 16). «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Притч. 13: 17). «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Притч. 18: 2). «Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» (Сир. 10: 31; ср. с Мф. 5: 14-16). «Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его» (Притч. 18: 7). «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести» (Притч. 13: 19). «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притч. 13: 21). «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражён и самонадеян» (Притч. 14: 16). «… Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него » (1 Кор. 8: 1-3). «Глупый пренебрегает наставлениями отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15: 5). «Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко» (Притч. 14: 6). «Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость» (Притч. 16: 22). «Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью» (Еккл. 10: 1). «Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Притч. 15: 32). «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Притч. 19: 3). «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притч. 14: 15). «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперёд и наказываются» (Притч. 22: 3). «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Притч. 26: 4, 5). «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Притч. 26: 11). «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч. 29: 11). «Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие» (Притч. 3: 35). |