|
Глава третья
Духовный и материальный мир
В дальнейшем под миром в широком смысле слова мы понимаем реальность, которая может существовать независимо от человека (объективную реальность). Высшей частью этой реальности является Бог, а двумя другими частями — духовный мир и материальный мир. В узком смысле слово «мир» имеет общепринятые значения, которые ясны из контекста.
Под духовным миром понимается часть объективной реаль-ности, включающая мысли, чувства, знания, а также духовные существа. Изначально духовный мир был сотворён Богом как воплощение определённой совокупности Его мыслей, чувств и знаний. Это воплощение получило самостоятельную жизнь, которая, однако, невозможна без поддержки Бога. Изначально сотворёнными духовными существами являются ангелы Божии, наделённые разумом, волей и чувствами и призванные служить Творцу. Самостоятельная жизнь духовных существ означает, в частности, что каждое из них, как и Сам Бог, является личностью, обладающей собственным сознанием и свободой воли. В Библии ангелы называются также воинством небесным (Быт. 2: 1), сынами Божиими (Быт. 6: 2; Иов 1: 6, 38: 7) и звёздами на небе (Иов 38: 7, Откр. 12: 4).
При участии духовных существ Богом были изначально сотворены и все объекты материального мира: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10: 12), «…положил краеугольный камень» земли «…при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38: 4-7) (слова «небеса» и «земля» имеют здесь не только общепринятые значения, но и обозначают соответственно духовный и материальный мир). Венцом Божественного творения является человек, объединяющий в себе духовные и материальные начала и созданный по образу и подобию Божиему (Быт. 1: 26, 27).
Духовный и материальный мир представляет собой мно-жество взаимосвязанных и претерпевающих изменения частей (компонентов, элементов). Человек, познающий самого себя и окружающий его мир, называется субъектом познания, а все отличные от него компоненты мира — объектами познания. Мир является единым целым, которое может рассматриваться человеком как конечное, но неограниченно расширяемое множество субъектов и объектов познания. Все события и процессы в природе и обществе подчиняются закону причинно-следственных связей.
Познание каждого из компонентов мира включает изучение его различных аспектов (граней), которые выделяются при рассмотрении данного компонента с различных точек зрения. В этом смысле мы говорим о многогранности объектов познания.
Каждый компонент мира характеризуется своим содержанием и своей формой. Под содержанием компонента понимается, во-первых, совокупность всех его свойств как единого целого, и, во-вторых, совокупность его частей, их свойств, взаимных связей и внутренних процессов, выделяемых при рассмотрении компонента с той или иной точки зрения; при этом форма представляет собой способ организации данных частей в единое целое. Кроме того, под формой понимается способ организации определённой части содержания при его передаче от одного компонента к другому. Так, например, одна и та же совокупность мыслей и чувств может быть передана от одного человека другому в форме обычного письма на листе бумаги или же в форме сообщения по электронной почте.
Содержание каждого компонента мира включает, в частности, множество свойств, проявляющихся при его воздействиях на другие компоненты, а также механизмы восприятия воздействий на него со стороны этих компонентов и реакции на них. При этом каждому из воздействий соответствует определённое множество его носителей. Первичным из воздействий компонента на окружающий мир является сам факт его существования.
Одним из духовных качеств человека является воображение, то есть способность создавать мысленно наглядно-чувственные образы никогда ранее не воспринимавшихся или не существовавших объектов — воображаемые объекты. Возникающий в сознании человека образ любого существующего объекта, а также любой воображаемый объект будем называть духовным образом.
В дальнейшем мы будем называть знаниями устойчивые и упорядоченные совокупности мыслей, чувств и духовных образов, позволяющие человеку понимать окружающий мир и самого себя. Определённая совокупность знаний имеется у человека с момента рождения, а затем она расширяется и изменяется в течение всей его жизни. Мысли, чувства и знания людей, воплощённые в различных формах, являются неотъемлемыми частями всех областей человеческой культуры: религии, философии, науки, литературы, искусства, архитектуры, материального производства и других.
Под информацией любого живого существа о каком-либо компоненте мира (в том числе о себе самом) мы понимаем часть содержания этого компонента, воспринимаемого живым существом в одной или нескольких формах и осознаваемого или ощущаемого им. Информация о компоненте передается живому существу с помощью носителей воздействий этого компонента на данное существо. Для человека информацию порождают только те воздействия, которые вызывают у него определённые мысли и чувства. Информацией, в частности, являются совокупности мыслей, чувств, духовных образов и знаний, облечённые в такие формы, которые делают их доступными для восприятия живыми существами. Информацию, передаваемую в течение определённого промежутка времени от одного живого существа (А) к другому живому существу (В), будем называть информационным потоком, направленным от А к В.
Так, например, глаза человека и животных воспринимают электромагнитные излучения ограниченного частотного диапазона (световые волны), отражённые от объектов окружающего мира. Затем с помощью органов зрения на их основе формируется совокупность сигналов, поступающих в мозг и позволяющих в конечном счёте сознанию человека сконструировать образ отображаемого объекта. Другими словами, органы зрения позволяют преобразовывать определённую совокупность воздействий объекта на субъект, носителями которых являются отражённые от объекта световые волны, в иную форму, а именно, в образ этого объекта. В таком случае световые волны выступают для человека в качестве носителя информации об объекте. Однако, если сознание отключено, например, если человек погружён в сон без сновидений, то те же световые волны уже не являются для него носителями информации.
Неодушевлёнными материальными носителями информации являются, например, звуковые волны, электромагнитные излучения (в частности, радиоволны, световые волны, инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи), электрические сигналы, а также передающие генетическую информацию молекулы дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислот (ДНК и РНК) в клетках живых существ. Именно сигналами, а не информацией, обмениваются технические устройства, входящие в сети электронных вычислительных машин.
Человек может рассматриваться как совокупность духа , души и тела , в которой определяющим является дух. Тело человека относится к материальному миру, а дух и душа — к духовному миру. При этом дух находится внутри души и управляет ею, а через неё управляет и телом; тело же позволяет душе взаимодействовать с материальным миром. Душой обладают и животные, и растения, но у них отсутствует дух, подобный Духу Божиему, и в этом состоит главное отличие их от человека. Отметим, что души животных и растений, относящихся к различным видам, различаются своей сложностью и своими функциями.
В Ветхом Завете сотворение человека описано так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Под земным прахом здесь подразумеваются неодушевлённые материальные объекты — атомы1 (ср. с высказыванием об истуканах, в которых нет духа (Иер. 10: 14, 15)), а под дыханием жизни — частица Духа Божиего.
Находясь в физическом теле, душа принимает его форму и придаёт телу подвижность, упругость и эластичность. Другими словами, тело живого человека можно сравнить с сосудом, наполненным движущимся «воздухом» — живой душой, обволакивающей и пронизывающей материальные компоненты тела. Душу человека со всеми её движениями можно сравнить ещё с водой, то тихо и плавно струящейся, переливающейся, пульсирующей, то начинающей всё сильнее и сильнее волноваться, бурлить и вскипать, а затем вновь успокаивающейся. Можно сравнить душу и с огнём, способным иногда рождать приятное для всех многоцветное сияние и тепло, а иногда сжигать изнутри самого человека, и одних притягивать, а других отталкивать.
Душа человека включает ряд взаимосвязанных частей, которые делают возможными его ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, воображение, эмоции, чувства, волю, речь и другие качества, изучаемые в психологии. В дальнейшем для краткости и единообразия формулировок мы будем отмечать только две важнейшие части (взаимодействующие подсистемы) души, обеспечивающие разум и, соответственно, чувства со всеми их оттенками. При этом воля рассматривается как особое, неразрывно связанное с разумом чувство, вдохновляющее человека на целенаправленные действия, включающие выбор одного из ряда альтернативных вариантов поведения, разработку плана деятельности и, возможно, преодоление возникающих на этом пути внутренних и внешних препятствий. Как и духовные существа, человек обладает свободой воли, которая проявляется в свободе выбора того или иного возможного варианта поведения. Однако такая свобода неотделима от ответственности перед Богом за результаты этого выбора. Разум и воля в наибольшей степени выделяют человека из царства животных.
Совокупность свойств души, позволяющих человеку воспринимать окружающий мир и выделять в нём самого себя, носит название сознания. Само слово «со знание» означает изначально данное Богом и совместное с Ним знание, ибо «…Он дает мудрость и знание и радость» (Еккл. 2: 26). Сознание человека обеспечивает формирование его личности, то есть совокупности индивидуальных черт, выделяющих человека как субъекта духовного и материального мира. Становление и развитие личности происходит в течение всей жизни человека и определяется всем окружающим миром. |
|