|
Глава вторая
Библия — сокровищница премудрости Божией
Библия — это собрание книг1, дошедших до нас из глубокой древности и оказавших особое, исключительное влияние на историческое и культурное развитие человечества.
Для христиан Библия является Священным Писанием, ибо они верят, что её создание вдохновлено Самим Богом. Это означает, что авторам вошедших в Библию книг передавались от Бога определённые мысли, чувства и знания, озарения и откровения, вдохновляющие и направляющие их труд. Отметим, что любой человек наделён возможностями воспринимать информацию, исходящую непосредственно от Бога; важно лишь, чтобы Бог Сам захотел общаться с тем или иным человеком. В Библии мы часто встречаем прямую речь Бога, Его изречения, касающиеся фундаментальных вопросов бытия, судьбы отдельных народов и всего человечества. Но не следует думать, что текст Библии полностью продиктован Богом, ибо Он не подавляет свободу человеческого творчества. Поэтому Библия несёт на себе отпечаток личности создавших её людей со всеми их достоинствами и недостатками, а также эпохи, на протяжении которой она была написана. Всё это необходимо учитывать, когда мы говорим о Боговдохновенности Библии. Мы говорим также, что Библия является одухотворённой Богом, или, что то же самое, Богодухновенной книгой. Это означает, что каждый, кто читает Священное Писание с глубокой верой и искренней любовью к Богу, ощущает с его страниц возвышенное, живительное и благотворное воздействие Святого Духа Божиего2.
Библия состоит из двух неразрывно связанных частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет включает 50 книг, созданных в среде еврейского народа и охватывающих его историю до Пришествия в мир Спасителя. Новый Завет состоит из 27 книг, написанных учениками Христа на греческом языке3 в первом веке нашей эры.
Наиболее древнюю часть Ветхого Завета составляют 39 книг, признаваемых священными как христианами, так и последователями иудаизма. В третьем веке до нашей эры была начата работа над переводом Ветхого Завета с еврейского на греческий язык; этот перевод получил известность под названием Септуагинта (Перевод семидесяти4). Следует отметить, что содержащиеся в книгах Нового Завета ссылки на Ветхий Завет даются по Септуагинте, и что текст данного перевода был взят за основу при переводе Библии на ряд других языков.
В девятом веке святые Кирилл и Мефодий начали перевод Библии с греческого на славянский язык. Для этого они предварительно создали славянскую азбуку, так как в то время славяне ещё не имели собственной письменности5.
После принятия русским народом христианства в 988 году книги из Славянского перевода Библии, выполненного Кириллом и Мефодием, стали распространяться в Древней Руси; заметим, что славянский текст был тогда вполне понятен не только русскому духовенству, но и простым людям, обученным грамоте. Но с течением времени разговорный язык на Руси стал заметно отличаться от древнеславянского, и поэтому возникла необходимость в переводе Библии на русский язык. Систематическая работа над таким переводом началась только в первой половине девятнадцатого века. В наши дни среди православных верующих, проживающих на территории бывшей Российской Империи, общеупотребителен перевод Библии на русский язык, выполненный во второй половине девятнадцатого века и получивший благословение Святейшего Синода Русской Православной Церкви (Синодальный перевод). Этот перевод использован и при работе над настоящей книгой.
Первые пять книг Библии — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — носят название Пятикнижия Моисея. Они рассказывают о сотворении Богом нашего мира, о первых людях, населявших Землю, и об истории еврейского народа во втором тысячелетии до нашей эры. Эти книги содержат также свод законов, полученных евреями от Бога через пророка Моисея. Рассказ об истории еврейского народа продолжается в Книге Иисуса Навина, Книге Судей Израилевых, Книге Руфи, в четырёх книгах Царств, двух книгах Паралипоменон (летописях), двух книгах Ездры, в Книге Неемии, Книге Иудифи, Книге Есфири и в трёх книгах Маккавейских. Ветхий Завет включает также собрание пророческих книг; к ним относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Варуха, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
Особое место в Ветхом Завете занимают сборник религиозных песнопений Псалтирь, произведения философские и назидательные — Книга Иова, Книга Товита, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Плач Иеремии, Послание Иеремии, — и, наконец, Песнь песней Соломона — изумительная по своей красоте и выразительности поэма о любви.
Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — которые содержат учение Иисуса Христа и рассказывают о важнейших событиях Его земной жизни. Новый Завет включает также Деяния святых апостолов6 — книгу о становлении Церкви Христовой, написанную евангелистом Лукой, послания апостолов к первым христианам, и, наконец, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) — пророческую книгу о судьбах человечества, Втором Пришествии Христа и полном преображении нынешнего мира.
На протяжении двух тысячелетий до нашей эры тексты, вошедшие в Ветхий завет, были известны лишь в среде еврейского народа, христиане же сделали Библию достоянием всего человечества. К концу двадцатого века она была переведена, полностью или частично, более чем на 2000 языков и является в наши дни самой распространённой в мире книгой.
Для миллионов верующих авторитет Библии остаётся незыблемым вопреки всем нападкам на неё со стороны атеистической науки. Отметим, что атеисты неоднократно ставили под сомнение достоверность и точность исторических повествований как Ветхого, так и Нового Завета, не говоря уже о том, что они считают вымыслом все сверхъестественные события (чудеса), о которых рассказывает Библия. По мнению атеистов, работа над пророческими книгами Ветхого Завета была завершена уже после исполнения содержащихся в них пророчеств. Однако с развитием науки появляется всё больше данных, подтверждающих достоверность библейского повествования и опровергающих атеистические концепции7.
В 1947 году и в последующие годы в пещерах пустынной местности Вади-Кумран в Палестине, недалеко от северо-западного побережья Мёртвого моря, было обнаружено собрание древних рукописей; вскоре они получили широкую известность под названием Рукописей Мёртвого моря. Было научно доказано, что подавляющее большинство рукописей из пещер Вади-Кумрана (мы будем называть их Кумранскими рукописями) относятся к периоду между третьим веком до нашей эры и второй половины первого века нашей эры. Свыше четверти всех Кумранских рукописей составляют фрагменты (и лишь в единичных случаях — полные экземпляры) книг Ветхого Завета; они являются древнейшими из дошедших до нас текстов Библии. Тщательное исследование этих текстов показало, что известные современному читателю книги Ветхого Завета практически не отличаются по своему содержанию от соответствующих Кумранских рукописей; несмотря на отдельные расхождения между ними общий смысл текста остаётся неизменным. Следует отметить, что во многих случаях Кумранские рукописи хорошо согласуются с текстом Септуагинты.
Книги Ветхого Завета содержат ряд пророчеств о Пришествии в мир Спасителя, которые исполнились во всех деталях (см. тему «Ветхий Завет об Иисусе Христе» в Сборнике библейских изречений). Кумранские рукописи дают неопровержимые доказательства того, что эти пророчества были известны ещё за столетия до Рождества Христова.
Разумеется, можно ставить под сомнение достоверность событий, описанных в Евангелиях, и прежде всего воскресение Христа в физическом теле. Вера в воскресение Христово как прообраз всеобщего воскресения из мёртвых является одним из краеугольных камней христианства. По словам апостола Павла, «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна», тщетна и вера христианская (1 Кор. 15: 14). В связи с этим возникают вопросы ко всем, кто отрицает Боговдохновенность Нового Завета: Разве стали бы ученики Христа распространять весть о Его воскресении, если бы не видели Его живым после казни и не убедились бы в том, что перед ними человек во плоти, а не призрак? Разве согласились бы они идти на пытки и на смерть за свою веру, если бы не были свидетелями великих чудес, подтверждающих Божественность Христа8, и всем сердцем не приняли бы Его учение? И, наконец, разве могло бы христианство, вопреки жестоким гонениям со стороны властей, стремительно распространиться во всей Римской Империи, если бы не было на то воли Божией?
Являясь всемогущим Творцом Вселенной, Бог может совершать любые чудеса, изменяя действие обычных законов природы и используя законы, которые людям неизвестны. Поэтому сверхъестественные события, о которых рассказывают книги Ветхого и Нового Завета, не вызывают у христиан никаких сомнений. Вместе с тем многим современным людям, погружённым в повседневные дела и далёким от раздумий над фундаментальными проблемами бытия, трудно поверить в то, что описанные в Библии чудеса действительно происходили. Им гораздо проще убеждать самих себя, что чудеса невозможны, ибо они противоречат законам природы, и надеяться на то, что наука рано или поздно объяснит все сверхъестественные явления9. Таких людей, по-видимому, оставляет равнодушными даже великое чудо схождения Благодатного огня в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, которое ежегодно совершается накануне Православной Пасхи, не говоря уже о тысячах других сверхъестественных явлений, наблюдаемых в наши дни. Отметим, что очень часто мировоззрение этих людей построено лишь на зыбком фундаменте материалистических догм и на наивной вере во всемогущество науки, вошедших в их сознание ещё со школьной скамьи. Но всем, кто сомневается в возможности чудес, следует уяснить, что современная наука и сама жизнь постоянно свидетельствуют о полной несостоятельности как философских основ материализма, так и многих его выводов, и хотя он всё ещё претендует на научность, дни его уже сочтены.
Библия — это неиссякаемый источник драгоценных для любого человека знаний, сокровищница премудрости Божией. Уже много веков она вдохновляет величайших мастеров мирового искусства, выдающихся писателей, философов и учёных. Одна из целей нашей книги — указать читателю кратчайший путь к этой сокровищнице знаний, путь к единению с Богом. Пройдя по нему, человек обретает рай в своей душе и наследует жизнь вечную.
|
|