|
Глава пятая
Мессия
Полем битвы между Силами добра и зла являются разум, воля и чувства каждого человека, причём Бог не использует Своё всемогущество для того, чтобы заставить людей жить по Его законам. Поэтому разрушить дела Сатаны на Земле можно было, лишь постепенно развивая духовные качества человека, и прежде всего присущие ему от рождения интуитивные представления о добре и зле.
Во все времена жили люди, отличавшиеся своей праведностью, но они всегда составляли меньшинство, сравнительно редко занимали господствующее положение в обществе, и поэтому далеко не всегда могли служить убедительным примером для остальных; тот, кто добивался «успеха», действуя по законам волчьей стаи, презирал и ненавидел праведника, или же просто не замечал его. Кроме того, после грехопадения первой человеческой пары люди постепенно стали забывать Единого Истинного Бога, поклоняясь вместо Него ложным богам (идолам) и обожествляя своих вождей и своих героев. Распространение идолопоклонства, магии и колдовства было обусловлено тем, что злые духи, стоящие за каждым конкретным идолом, демонстрировали свои сверхъестественные возможности и могли в одних случаях помогать людям в их практической деятельности, а в других создавать искусственные трудности, устрашать и наказывать за непочтение. Обладая определённой властью над природными стихиями и недоступными для человека знаниями, злые духи могли, например, уничтожить уже выращенный урожай, разрушить жильё, излечить телесную болезнь или же усугубить её; они содействовали возвышению тех, кто полностью следовал их воле, наделяли некоторых из них сверхъестественными способностями, давали возможность предвидеть отдельные события и т. д. В то же время для Бога и Его Ангелов подобное участие в повседневных делах людей, не способствующее их духовному развитию, укреплению веры и наставлению в истине, было совершенно неприемлемым1.
Отсюда ясно, что единственным выходом из тупика, связанного с отчуждением человека от своего Творца, было появление целого народа, в котором все — от царей и священников до ремесленников и земледельцев — знали бы Его и поклонялись бы только Ему. Такой народ должен был жить по законам, установленным Самим Богом, а не людьми, и был призван прославить Его, послужив примером для всех остальных народов.
Для решения этой великой задачи Бог избрал еврейский народ, но, как оказалось впоследствии, он так и не смог с ней справиться. Главной же заслугой евреев явилась их многовековая работа над книгами Ветхого Завета.
До Пришествия в мир Христа Свои послания к человечеству Господь передавал через пророков — избранных Им людей, вдохновляемых и наставляемых Святым Духом и Ангелами. Невзирая на лица, пророки беспощадно обличали человеческие грехи, призывали к покаянию и к праведной жизни, распространяли истинные знания о Боге, о борьбе Сил добра и зла, укрепляли веру и пробуждали надежду на торжество добра и истины и часто предсказывали будущее, даже на тысячелетия вперёд.
Закон Божий был дан еврейскому народу через Моисея; Библия говорит о нём как о величайшем пророке и руководителе евреев, с которым Господь общался лицом к лицу2 (Исх. 33: 11, 19-23; Чис. 12: 7, 8; Втор. 34: 10). Бог явился Моисею в облаке, опустившемся на вершину горы Синай3, и при вспышках молний и раскатах грома, от которых содрогалось всё вокруг, передал ему Десять заповедей, составивших основу всего Закона:
Я, Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства4; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а седьмой посвящай Господу, Богу твоему. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его и ничего из имущества его (Исх. 20: 1-17).
Таким образом, Десять заповедей неразрывно связывали поклонение Богу с соблюдением установленных Им нравственных норм во взаимоотношениях между людьми: «чти отца твоего и мать твою», «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй и не желай ничего отнять у ближнего твоего». То же самое относится и к другим законам, полученным Моисеем от Бога. В этом заключалось принципиальное отличие религии Ветхого Завета от господствовавших в Древнем Мире языческих религий5, которые ставили на первый план совершение всевозможных обрядов и ритуалов, иногда крайне жестоких и омерзительных6, и не предусматривали обязательной связи между поклонением тому или иному богу и моральными законами, которыми человек руководствовался (разумеется, само участие в таких обрядах было призвано заглушить голос совести и разрушить интуитивные представления человека о добре и зле, заложенные в него Богом).
Отметим, что книги Ветхого Завета содержат ряд нравственных норм, вошедших и в Новый Завет: «…люби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими», и «…люби ближнего твоего, как самого себя» (Втор. 6: 5; Лев. 19: 18; ср. с Мф. 22: 37-39); «Господа, Бога твоего бойся и Ему одному служи» (Втор. 6: 13; ср. с Мф. 4: 10); «не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6: 16; ср. с Мф. 4: 7). Уже в Ветхом Завете мы встречаем призыв к любви, милосердию, состраданию и справедливости в отношениях между людьми, положенный в основу всего Нового Завета: «О человек! Сказано тебе, чтo — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8); «не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Лев. 19: 13); «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего либо другого, что можно отдать в рост» (Втор. 23: 19); «отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15: 11); «не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19: 18); «если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25: 21, 22; ср. Мф. 5: 44 и с Рим. 12: 19-21); «производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах. 7: 9, 10); Сам Христос неоднократно напоминает слова Отца: «милости хочу, а не жертвы7» (Мф. 9: 13, 12: 7), и указывает, что главное в Законе — суд, милость и вера (Мф. 23: 23; Мих. 6: 8).
Подчеркнём, однако, что с самого начала религия Ветхого Завета имела лишь временный и переходный характер по отношению к христианству и была дана только одному народу с учётом его духовных возможностей (Гал. 3: 24, 25). Нельзя забывать и то, что на протяжении многих веков евреи были вынуждены бороться за физическое выживание и сохранение своей веры, находясь в окружении агрессивных языческих народов Древнего Мира. Поэтому религия Ветхого Завета требовала от евреев соблюдать рассмотренные выше нравственные нормы лишь по отношению к своим соплеменникам, что в корне отличает её от христианского вероучения, имеющего всечеловеческий характер. |
|