|
Глава пятая
Мессия
Перенимая нравы и обычаи соседних народов, евреи часто отступали от данного им Закона, впадали в идолопоклонство и пренебрегали указанными Богом нормами морали8. Сам Господь, обращаясь к Своему народу через пророков, говорит об этом так: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня», «… и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и Закона Моего не хранили»; «…Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью»; «…огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их»; «Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и пути стезей твоих испортили» (Ис. 1: 2; Иер. 16: 11, 2: 7; Ис. 6: 10, 3: 12). При этом Бог призывает евреев встать на путь праведной жизни: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову», и предупреждает о неизбежном возмездии за грехи: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1: 16, 17, 19, 20).
К сожалению, эти слова, как и многие другие обращения Бога к избранному Им народу, на протяжении веков оставались без внимания со стороны большинства евреев, и прежде всего их руководящей верхушки, причём некоторые пророки поплатились свободой и даже жизнью за высказанную правду (Иер. 25: 4-7, 37: 15, 16; Лк. 11: 47-51). Такое упорное нежелание евреев следовать воле Господа, понять разумом и принять сердцем установленные Им нравственные нормы, стремление заменить Его важнейшие заповеди показным благочестием и формальным исполнением религиозных обрядов, и, наконец, убийство Самого Сына Божия привели к тому, что Иерусалим и Храм Господень были стёрты с лица земли чужеземными завоевателями9; сбылось и пророчество Моисея о судьбе еврейского народа: «И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли… Но и между этими народами не успокоишься, …жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор. 28: 64-66).
Одной из главных тем пророческих посланий является приход в мир Мессии — Помазанника Божьего, призванного на вечные времена царствовать над всеми народами и исполнять волю Господа. Ожиданием Мессии проникнуты многие книги Ветхого Завета, а Новый Завет рассказывает о том, как эти ожидания исполнились с приходом истинного Мессии — Иисуса Христа10. Таким образом, учение о Мессии является одной из центральных тем всей Библии и неразрывно связывает Ветхий Завет с Новым Заветом.
Бог говорит о Мессии: «Я сделаю Его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню Ему милость Мою, и завет Мой с Ним будет верен. И продолжу вовек семя Его, и престол Его — как дни неба» (Пс. 88: 28-30), и обращает к Нему такие слова: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2: 7, 8).
О приходе в мир Мессии Господь сообщил сразу после грехопадения Адама и Евы, понимая под Ним Человека, Который сможет разрушить дела Сатаны и установить Царство Божие на Земле (см. Быт. 3: 14, 15; 1 Ин. 3: 8, а также главу четвёртую настоящей книги). Впоследствии Бог поклялся родоначальнику еврейского народа Аврааму, что в одном из его потомков, Который назван в Библии его Семенем, благословятся все народы земли; такое благословение стало возможным с приходом в мир Иисуса Христа (Быт. 22: 16-18; Гал. 3: 16). Моисей говорит о Нём как о величайшем Пророке, Который выйдет из среды еврейского народа, и передаёт предупреждение Господа: «…кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18: 18, 19). В книгах Ветхого Завета предсказан ряд важнейших эпизодов земной жизни Спасителя: Его рождение в Вифлееме от Девы, происходящей, как и Её муж, из царского рода Давида11(Ис. 7: 14, 9: 6, 7, 11: 1-3; Мих. 5: 2); Его общественное служение (Ис. 61: 1-3, 53: 1-12; Прем. 2: 12-22) и распространение Его учения в Галилее (Ис. 9: 1, 2); торжественный вход в Иерусалим (Зах. 9: 9) и последующее предательство за тридцать сребренников (Зах. 11: 12, 13), крестные страдания и смерть (Ис. 53: 7-9; Прем. 2: 19, 20; Дан. 9: 25, 26; Пс. 21: 18, 19; Зах. 12: 10); предсказаны также Его жизнь на небе после воскресения из мёртвых (Ис. 53: 10-12; Пс. 109: 1) и Второе Пришествие (Дан. 7: 13, 14, 26, 27; Мал. 3: 1, 2; Агг. 2: 6-9; Ис. 2: 2-4, 12, 17, 18, 11: 4-10, 13: 11, 13; Иер. 23: 5; Пс. 2: 1-12; см. также часть пятую в Сборнике библейских изречений).
Во время земной жизни Иисуса Христа в среде еврейского народа преобладали представления о Мессии как о мудром и справедливом Царе, Который обеспечит благоденствие, мир и безопасность для Израиля, а также господство евреев над всеми другими народами; заметим, что эти взгляды сохранились и до наших дней. Но те пророчества Ветхого Завета, которые используются для обоснования данной точки зрения (например, Пс. 2: 1-12; Ис. 2: 2-4, 11: 4-10, Иер. 23: 5; Мих. 5: 4), в действительности относятся уже ко Второму Пришествию Христа и к полному преобразованию неба и земли. Тогда будет построен новый, изумительный и потрясающий воображение мир — мир любви, добра и справедливости, мир подлинно свободной и счастливой вечной жизни, мир безграничных возможностей для творческого развития личности. И этот новый мир вместе с Богом Отцом и Христом будут создавать праведники, избранные из всех народов (см. часть пятую в Сборнике библейских изречений).
Христос называл Своё учение Благой, или Радостной Вестью12 (Мф. 24: 14, 26: 13), ибо Он говорил о великой радости, которое даёт человеку духовное единение с любящим его Богом, и провозглашал скорое наступление на Земле Царства Небесного. О реальности такого Царства свидетельствует прежде всего земная жизнь Самого Спасителя, Его учеников и первых христиан. Они прославили Бога, распространяя Благую Весть среди народов вопреки лютой ненависти врагов Божиих. Свет Божественной истины, согревающий сердца этих людей, блаженство и покой в их душах давали им силы выносить любые испытания, идти на муки и на смерть во имя Господа. С тех пор прошло почти две тысячи лет, но врата ада так и не одолели основанную ими Церковь Христову.
_______________
Нашей целью не является изложение Нового Завета, ибо никакой пересказ не заменит всё богатство, силу и глубину его содержания. Читатель убедится в этом сам, приступив к изучению Библии. И да станет его настольным руководством Сборник библейских изречений — неотъемлемая часть нашей книги. И если Священное Писание и книга эта помогут человеку переосмыслить свой жизненный путь, обрести в душе своей Христа и начать восхождение к вершинам духовного мира, мы считаем нашу задачу выполненной. |
|