|
Глава третья
Духовный и материальный мир
Для человека и большинства животных важнейшим материальным носителем души является кровь. Это обусловлено тем, что кровь обеспечивает жизнедеятельность всего организма, так как
посредством её клетки и ткани снабжаются питательными веществами и кислородом и освобождаются от продуктов обмена веществ. Поэтому Библия говорит, что «…душа тела в крови» и запрещает употреблять кровь в пищу (Лев. 17: 11, 12). Кровь циркулирует в кровеносной системе, которая пронизывает всё тело и центральным органом которой является сердце.
Материальным носителем разума является мозг, а сердце человека традиционно олицетворяет его чувственное начало. Следует отметить, что мозг является важнейшим органом тела, с помощью которого душа координирует всю жизнедеятельность человека, включая его чувства, и поэтому на первый взгляд кажется, что привязка чувств к сердцу в некотором смысле условна. Однако работа сердца, а, следовательно, и всей кровеносной системы, во многом зависит от поступающих из мозга сигналов, значительная часть которых отражает чувства человека. Поэтому, даже с чисто физиологической точки зрения, есть все основания считать сердце неразрывно связанным с чувствами.
Высшей частью души является дух — «светильник Господень, …испытывающий все глубины сердца» (Притч. 20: 27). Дух человека имеет следующие основные проявления:
Отвлечённое (абстрактное) мышление. Оно связано с языком, позволяющим в устной или письменной форме фиксировать мысли, а также с созданием и использованием наглядно-чувственных образов как реально существующих в окружающем мире, так и воображаемых объектов. Отвлечённое мышление проявляется, в частности, в способности человека разрабатывать план своего поведения, обусловленный взаимоотношениями с окружающим миром, в том числе с другими людьми, и не обязательно связанный с удовлетворением биологических потребностей. С отвлечённым мышлением связана и способность мысленного разложения исходных образов духовного и материального мира на составные части (анализ) и их соединением в новые сочетания (синтез).
Наличие воображения.
Интуиция, то есть способность находить решения достаточ-но сложных задач без обоснования этих решений с помощью определённой цепочки умозаключений, но с чувством внутрен-ней уверенности в том, что они правильные.
Способность к восприятию информации, передаваемой отдельному человеку непосредственно от Бога и (или) духовных существ. Такими людьми являются пророки, святые, а также те, кто установил тесный контакт с духовным миром Сатаны. Некоторым из них могут передаваться и другие сверхъестественные способности, возможность творить чудеса. Информация, передаваемая пророкам и святым непосредственно от Бога и (или) от Его ангелов, носит название сверхъестественных откровений.
Наличие воли.
Вера, то есть устойчивое эмоционально-волевое отношение человека к Богу или любому объекту духовного или материального мира, связь с ним. Первой ступенькой веры в Бога является страх Божий, благоговейный трепет перед величием Творца.
Представления о красоте, гармонии, справедливости, совершенстве и счастье, и способность воспринимать, а также способность преобразовывать окружающий мир в соответствии с ними.
Совесть, то есть внутренняя совокупность мыслей и чувств, позволяющих человеку различать добро и зло и побуждающих его жить в соответствии с истиной Божией. Само слово «со весть» означает совместное с Богом знание (ведение) нравственных (моральных) норм, регулирующих поведение человека. Совесть является голосом Бога в душе человека: обличающим, если он нарушает Божии заповеди, и, наоборот, успокаивающим и ободряющим, если он их исполняет. Укоры совести называются стыдом.
Любовь во всех её проявлениях — к Богу, к ближним своим, к творчеству, к природе, к жизни… Высшими проявлениями любви являются любовь к Богу и любовь между мужем и женой, основанная на их духовном единстве и совместной любви к Богу.
Ненависть — чувство, противоположное любви.
Страсть, то есть очень сильная и устойчивая увлечённость чем-либо или кем-либо, определяющая направленность мыслей, чувств и поступков. Совокупность страстей подчиняет себе всю душу. Результатами страсти могут быть как самые выдающиеся свершения во имя добра, которые можно сравнить с покорением сияющих горных вершин, так и падения в глубочайшие пропасти лжи и зла.
Альтруизм — способность людей к товарищеской взаимопомощи и бескорыстному служению друг другу, к милосердию и состраданию, способность жить в соответствии с принципом: возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 39) (в противоположность эгоизму — стремлению добиться своих целей за счёт интересов других людей).
Следует подчеркнуть, что творчество невозможно без духа, и что именно дух направляет всю творческую деятельность человека.
От начала мира и до наших дней высшей частью объективной реальности является Господь Бог Вседержитель (Бог Отец) и Христос, Единородный Сын Божий, Слово Божие (Логос). Христос рождён, а не сотворён, Богом Отцом (Пс. 109: 3, Ин. 1: 18), и неразрывно связан с Ним духовно. В то же время Христос является самостоятельной Личностью, унаследовавшей качества Отца. Как следует из Евангелия от Иоанна, духовный и материальный мир сотворён Богом Отцом через Христа: «В начале было Слово2, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1-5). О жизни Христа в человеческом теле апостол Иоанн говорит так: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14), «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1: 10). Христос воплощает в Себе премудрость Божию, и черты Его Личности отражены в следующих отрывках из книги Притчей Соломона: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём Художницей, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость Моя была с сынами человеческими» (Притч. 8: 22-31); «Блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот своих и стоя на страже у дверей Моих! потому что кто нашёл Меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против Меня наносит вред душе своей: все ненавидящие Меня любят смерть» (Притч. 8: 34-36).
Подобно свету, исходящему от Солнца, от Бога Отца, Вседержителя, исходит Святой Дух — особая совокупность энергетических и информационных потоков, поддерживающих всё мироздание. С помощью Святого Духа осуществляется неразрывная связь Бога Отца и Христа. Апостол Иоанн говорит об этом так: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7). Без действия Святого Духа было бы невозможно развитие Вселенной и появление в ней жизни. Отец любит Сына и Сын любит Отца, и через Святой Дух передаётся энергия этой чистой, светлой и самоотверженной любви — главного, что соединяет Отца и Сына. Различные проявления этой великой энергии пронизывают всё Божественное творение, всю земную жизнь и всё учение Спасителя; именно поэтому мы говорим, что Бог есть любовь (Ин. 3: 16, 17; 1 Ин. 4: 8).
Особыми дарами Святого Духа пользовались пророки и святые, исполнявшие волю Господа; Святой Дух давал им силы убеждать и вдохновлять людей, совершать подвиги и творить чудеса во славу Божию, и через Святой Дух их мысли и чувства передавались Богу (2 Цар. 23: 1, 2; Прем. 1: 7, 9: 13-17; Ис. 63: 11; Ин. 14: 16, 17, 26, 15: 26, 16: 13; Деян. 28: 25, 26; 2 Пет. 1: 20, 21; 1 Кор. 3: 16, 12: 7-10; 2 Кор. 13: 13).
Душа, как и любой другой объект духовного или материального мира, может рассматриваться как некий подвижный энергетический сгусток, в котором особую роль играют процессы колебательной и волновой природы. Каждый такой сгусток характеризуется энергиями и их носителями, из которых он «соткан», а также степенью уплотнения. Находясь вне тела, душа человека может, подобно ангелам, перемещаться во Вселенной с практически неограниченной скоростью; такой полёт управляется разумом, волей и чувствами духовного существа в установленных Богом пределах.
Все наблюдаемые человеком материальные объекты движутся в мировом эфире — тонкоматериальной среде, заполняющей всю Вселенную.
|
|