|
Глава первая
Вера и разум
При движении наблюдаемой человеком объективной реальности происходит взаимодействие её частей, отдельные качества которых взаимно отрицают, исключают друг друга ( взаимодействие противоположностей (противоположных сторон объекта) в рамках единого целого). Такими противоположностями являются, например, положительно и отрицательно заряженные элементарные частицы (протоны и электроны) в атомах, полюса намагниченных тел, процессы синтеза и разрушения белков в живых организмах и т. п. Указанное взаимодействие противоположностей, когда они не только взаимно исключают друг друга, но и находятся во внутреннем единстве, носит название противоречия. Очевидно, что всякое движение противоречиво, так как представляет собой единство изменчивости и устойчивости объекта.
Частичные изменения объекта приводят к становлению и обострению противоречий внутри него. При разрешении той или иной
совокупности таких противоречий происходит изменение качественной определённости объекта и возникновение новых противоречий, присущих вновь образованному объекту.
В развитии ряда объектов можно выделить этапы, каждый из которых завершается изменением качественной определённости объекта. При этом на некотором этапе развития происходит воспроизведение многих качеств, которые объект имел на одном из предшествующих этапов (начальном этапе), а затем утратил. Состояние объекта на указанном этапе развития напоминает его состояние на начальном этапе, но оно включает и ряд качеств, отсутствовавших вначале.
Единство и взаимодействие противоположностей атеисты рассматривают как внутренний источник развития материи (или, другими словами, источник её саморазвития ). Они считают, что из простейших неодушевлённых материальных образований (неких хаотически движущихся частиц материи) в ходе эволюционного развития возник весь тот величественный и разумно организованный мир, который мы наблюдаем сегодня: миллиарды галактик, потрясающих воображение своими размерами, Солнечная система, наша планета Земля с её уникальными условиями для жизни белковых организмов, миллионы видов растений и животных и, наконец, человек. Вопрос о том, каково происхождение законов природы, законов, по которым развивалась Вселенная, атеисты оставляют без ответа.
Важно подчеркнуть, что эта в высшей степени неубедительная гипотеза не может быть доказана наукой и должна приниматься только на веру.
Весь практический опыт человечества неопровержимо свидетельствует о том, что для прогрессивного развития любой системы необходимы целенаправленные внешние воздействия на эту систему, подчинённые разумному замыслу. Если же такие воздействия отсутствуют, происходит регрессивное развитие системы, её деградация и разрушение. Данный вывод полностью согласуется и с общей направленностью необратимых процессов (таких, как распространение тепла и диффузия частиц) в любом изолированном физическом объекте2 достаточно больших (макроскопических) размеров (например, в твёрдом теле, жидкости, газе), сопровождающихся выравниванием параметров движения микрочастиц (молекул, атомов и т. п.) во всех макроскопических частях объекта. Эти процессы в конечном счёте приводят объект в наиболее устойчивое состояние, а именно, в состояние равновесия, когда средние значения всех его физических параметров как единого целого (температуры, давления, плотности и др.) не зависят от времени и поэтому дальнейшее «саморазвитие» такого объекта уже невозможно.
Атеисты считают, что сознание человека вторично по отношению к материи и является продуктом мозга. Оно рассматривается как способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир, или же как совокупность возникающих в голове образов объективной реальности. По мнению атеистов, человек произошёл от обезьяны, причём становление и развитие его сознания заняло целую историческую эпоху, осуществлялось в процессе трудовой деятельности и обусловлено его взаимодействием с обществом.
Подчеркнём ещё раз, что эти утверждения являются лишь гипотезами, которые не могут быть доказаны наукой.
Перейдём теперь к изложению принципиально иной системы взглядов на окружающий нас мир.
Фундаментальной предпосылкой любого научного исследования в области естествознания является вера учёного в то, что существуют не зависящие от человеческого сознания законы природы, и вера в то, что эти законы познаваемы, что они могут стать понятными ему и другим людям. Поэтому для учёного естественна и вера в Высший Разум, установивший эти законы и управляющий мирозданием, то есть вера в Бога.
Любой здравомыслящий человек верит в то, что всеобщим законом природы и общества является закон причинно-следственных связей между всеми событиями и процессами: каждое событие и каждый процесс (в частности, возникновение и развитие Вселенной, а также происхождение жизни) имеет свою причину; это означает, что данное событие (процесс) является следствием некоторой совокупности других событий и процессов. Поэтому для человека естественна вера в Бога, Который является Великой Первопричиной мироздания, Причиной всех остальных причин. Бог есть вечно живой первоисточник жизни; совершенно абсурдно верить в то, что жизнь может порождаться неживой материей. Кроме того, разумно считать, что различные виды растений и животных были изначально сотворены Богом полностью сформировавшимися и никогда не превращались друг в друга в ходе эволюционного развития; при этом венцом всего Божественного творения, величайшим чудом мироздания является человек.
Вера во всемогущего Творца Вселенной составляет краеугольный камень религиозного мировоззрения, присущего многим выдающимся учёным как наших дней, так и предшествующих веков. Религиозных взглядов, включающих веру в Бога и в других сверхъестественных существ, придерживалось и подавляющее большинство остального человечества на протяжении всей своей истории.
Человек обладает разумом, волей и чувствами, воображением и интуицией, умеет любить и ненавидеть, у него есть представления о добре и зле, о красоте, гармонии, справедливости, совершенстве и счастье и другие духовные качества, характеризующие его личность. Именно духовные качества позволяют человеку исследовать и творчески преобразовывать окружающий мир, побуждают его к добру и к поискам истины. Поэтому абсурдно считать, что духовных качеств лишён Тот, Кто сотворил человека, считать, что Бог — это лишь некий бесчувственный Космический Разум, холодный и непроницаемый Абсолют. Напротив, естественна вера в то, что Бог наделил человека качествами, подобными Его собственным духовным качествам, сотворил человека по Своему образу и подобию.
Итак, Бог является вечно живым Духовным Существом, совершенной и всемогущей творческой Личностью.
Красота и гармония окружающего нас мира во все века служила источником вдохновения людей и оказала огромное влияние на развитие человечества. Ещё за тысячелетия до становления современной математики отдельные выдающиеся мыслители понимали, что в основе совершенной гармонии мироздания лежат точные количественные соотношения, что Бог «…всё расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11: 21). А в конце двадцатого века было научно доказано, что если бы такие фундаментальные величины, как заряд и масса электрона, массы протона и нейтрона, гравитационная постоянная, постоянные электромагнитных и ядерных взаимодействий отличались бы от своих численных значений хотя бы на доли процента, то не могли бы существовать звёзды типа нашего Солнца, атомы и сложные молекулы, и возникновение живых организмов стало бы невозможным. Отсюда ясно, что Вселенная сконструирована с ювелирной точностью и специально приспособлена для появления в ней человека. |
|