|
Глава четвёртая
Жизнь и смерть, истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть
Противостояние Бога и Сатаны переносится на людей, находит своё продолжение в их душах, так как человек сотворён по образу и подобию Божиему. Поэтому Силы Добра и Силы зла ведут борьбу за разум и сердце каждого человека. Бог предоставляет людям свободу воли, и, как следствие, возможность свободного выбора между добром и злом. Господь хочет, чтобы люди добровольно, а не по принуждению, жили в соответствии с истиной Божией, содержащейся в Библии, любили и чтили Его как родного Отца, любили и уважали друг друга. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо и бремя Моё легко», говорит Иисус Христос (Мф. 11: 28-30). Спаситель подчёркивает также, что «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11: 27). На вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе Божием, Христос ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40). О тех, кто хочет жить праведно, Спаситель сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34, 35), «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Отступление от истины носит название греха. Грехи людей вызывают огорчение, негодование, отвращение, гнев и даже ярость Божию. Но в силу Своей безграничной любви к людям, милости и долготерпения, Господь готов прощать грехи, если человек обра-тится от них и искренне, от всего сердца, покается. Об этом Бог говорит так: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33: 11). Милость Божия воспевается в псалмах Давида: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует» (Пс. 102: 8, 9), «Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс. 99: 4, 5). Бог так возлюбил людей, что послал в мир Христа, Своего Единородного Сына, чтобы Он донёс до людей истину, а затем взошёл на Голгофу…
Рассмотрим подробно вопрос о том, как зло вошло в наш мир.
Первые люди, сотворённые Богом, знали вначале лишь добро, и не имели никакого понятия об учении Сатаны. Те места, где люди были поселены, представляли собой прекрасный парк, получив-ший название рая ( сада Едемского или Едема (Эдема)) (Быт. 2: 8, 9). Бог благословил людей и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Люди должны были питаться плодами от деревьев, растущих в раю, хранить и возделы-вать его. Жившие рядом с людьми звери и птицы повиновались им и питались только растениями (Быт. 1: 29, 30; 2: 15). В раю царили совершенная гармония, любовь и красота.
Первый мужчина на Земле получил имя Адам, а его жена — Ева. Они, не знавшие лжи и зла, были невинны и безгрешны, общались откровенно и искренне, и поэтому, не стыдясь друг друга, ходили обнажёнными (Быт. 2: 25). Сотворив человека так, чтобы муж и жена испытывали высшее блаженство в моменты интимной близости, звучащее гимном вечной жизни, Бог заповедал людям плодиться и размножаться. В раю было всё, чтобы наслаждаться счастливой семейной жизнью; человеку не нужно было в поте лица добывать пищу для себя и своих детей. Вместо этого, во всём слушаясь Бога, как любящего и заботливого Отца, человек должен был развиваться духовно, осваивать окружающий мир, не нарушая его изначальной гармонии.
Первые люди и их потомство должны были постепенно заполнить всю нашу планету, превратив её в райский уголок во Вселенной. Но это было возможно лишь в случае, если люди отказались бы от соблазна узнать сатанинское учение о добре и зле. Находясь в духовном отношении ещё в младенческом возрасте, люди, знавшие лишь добро, не могли понять страшную суть этого учения, понять, что в мир может войти смерть. Поэтому Бог запретил людям выслушивать Сатану, в то же время не препятствуя ему излагать свои взгляды. Библия говорит: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2: 16, 17). Таким образом, сатанинское учение сравнивается с деревом познания добра и зла. Сам же Сатана сравнивается со змеем, который был хитрее всех зверей полевых (Быт. 3: 1, Откр. 20: 2) (слова «полевые звери» обозначают здесь отпавших от Бога ангелов).
Сатане всё-таки удалось обольстить Еву, пообещав ей, что узнав учение о добре и зле, она и её муж станут такими же могущественными, как боги (под «богами» Сатана подразумевал ангелов), и, следовательно, смогут жить, не считаясь с Богом Отцом, быть независимыми от Него. Кроме того, Сатана сообщил Еве, что она и Адам не умрут, если узнают учение о добре и зле, и следовательно, Бог Отец обманывает их, утверждая противоположное, так как не хочет, чтобы люди были независимыми от Него. Отсюда видно, насколько подло поступил Сатана с первыми людьми, испытывая зависть к ним (Прем. 2: 24), обусловленную близостью людей к их всемогущему Творцу, и пользуясь их наивностью и любознательностью. Ясно также, что Сатана действовал как противник Бога, нагло оклеветавший Его перед людьми и оспаривающий Его право господствовать в мире.
Нарушив запрет Бога, Ева стала внимать учению о добре и зле, а затем пересказала Адаму то, что сообщил ей Сатана. Библия говорит об этом так: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с деревьев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 1-7).
Так состоялось грехопадение первых людей, нарушивших Божию заповедь. Узнав о добре и зле, Адам и Ева вовсе не сделались как боги, но испытали чувство стыда, вспомнив то, о чём говорил им Господь. Сея рознь и отчуждение между людьми, Сатана внушил им множество извращённых представлений о взаимоотношениях мужчины и женщины; началом их являются абсурдные мысли о том, что даже в совершенных телах Адама и Евы есть нечто постыдное, и что обнажённый человек не может чувствовать себя спокойно даже в раю, ибо он слишком открыт и уязвим. Поэтому, когда Бог позвал Адама, тот скрылся от Его лица, ответив, что он наг (Быт. 3: 8-10). Увидев, что Адам и Ева нарушили Его заповедь, Господь ожидал вначале, что они искренне покаются. Но этого не произошло. Адам стал обвинять в своем грехе Еву, а та сказала, что Сатана обольстил её, и тем самым признала, что ей понравились полученные от него знания (Быт. 3: 6, 12, 13). Отсюда ясно, что души Адама и Евы так и оставались поражёнными злом.
За то, что Сатана соблазнил первых людей, Бог проклял его и сказал ему: «ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 14, 15).
Здесь под «женою» и под её семенем понимаются те, кто всем сердцем любят Бога, испытывают к Нему такие же чувства, какие испытывает верная и преданная жена к своему мужу, в ком нет зла, а также те, кто искренне стремятся избавить от зла свой разум и своё сердце, и ненавидят само зло, но не конкретных людей — носителей зла. В связи с этим заметим, что в Библии Древний Израиль сравнивается с прелюбодейной женой, изменившей своему мужу — Богу (Иез. 16). Под семенем Сатаны понимаются его демоны и люди, души которых сильно повреждены злом. Слова «ты будешь ходить на чреве твоём» подчёркивают низость и подлость поступков Сатаны, его изворотливость и коварство. Под прахом, который будет есть змей, понимается не только и не столько пища для пресмыкающихся, сколько люди, души которых являются наиболее лёгкой добычей Сатаны. К ним относятся, например, те, для кого самоцелью являются тленные материальные блага, богатство и власть, сиюминутные удовольствия, приобретаемые в ущерб духовному развитию, познанию нетленной премудрости Божией. Иногда такие люди лишь у самого края могилы начинают понимать, что промелькнувшая в одно мгновение жизнь прожита, по большому счёту, впустую, что невозможно вернуть лучшие годы — юность и молодость, что слишком много надежд не сбылось, а многие усилия оказалось тщетными… Христос говорил об этом: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Наконец, слова о том, что семя жены будет поражать Сатану в голову, подчёркивают несовершенство и ущербность его разума.
Не желая исчезновения человеческого рода с лица земли, а также в силу Своей безграничной любви и милости, Бог не стал сразу уничтожать первых людей, узнавших сатанинское учение о добре и зле. В то же время Он не мог позволить им остаться бессмертными, так как в этом случае никогда не удалось бы одержать победу над злом. Действительно, будучи бессмертными, Адам и Ева постоянно распространяли бы зло среди людей, которые должны были бы умирать. Поэтому за грехопадение первой человеческой пары расплачивались бы другие люди, а зло оставалось бы в мире. Нельзя было оставлять бессмертными и детей Адама и Евы, так как их души были поражены злом, передаваемым, подобно болезни, по наследству от родителей, и, кроме того, постоянно усиливаемым благодаря действиям Сатаны и его демонов.
|
|