|
Глава четвёртая
Жизнь и смерть, истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть
Ответы на эти вопросы обусловлены целями, которые стремятся достигнуть Бог и Сатана в своём противостоянии, и правилами борьбы Сил добра и Сил Зла. Важно подчеркнуть, что эти правила установлены самим Богом, и что Он является гарантом их соблюдения. Отсюда ясно, почему Господь сказал, явившись Иову из бури, что человек не может уразуметь всех дел Божиих, не может учить и обличать Вседержителя (Иов 38, 39). Выслушав Бога и осознав Его правоту, Иов смиренно произнёс: «Вот, я ничтожен. … Руку мою полагаю на уста мои» (Иов 39: 34).
Господь был глубоко тронут преданностью Иова. Друзьям же его Он сказал в гневе, что Иов судит о Боге более верно, чем они. Когда Иов помолился о прощении своих друзей, Бог благословил его и вернул всё, что отнял Сатана. После своей болезни Иов прожил ещё сто сорок лет, и у него снова родились семь сыновей и три дочери, а имущество его удвоилось.
Итак, Сатана не добился своей цели: ему не удалось доказать, что человек сохраняет верность Богу только тогда, когда он живёт счастливо.
Приведённые в Книге Иова дерзкие и вызывающие ответы Сатаны на вопросы Господа не оставляют сомнений в том, что Сатана — это не ангел, испытывающий людей по поручению Бога, а Его противник, действующий по своему усмотрению, но с разрешения Бога. На примере Иова видно также, до какой степени Сатана ненавидит преданных Богу людей. Кроме того, читая Книгу Иова, понимаешь следующее. Во-первых, человек отнюдь не является крошечной песчинкой во Вселенной, неизвестно зачем появившейся в этом мире, а, напротив, играет ключевую роль в противостоянии Бога и Сатаны. Во-вторых, если Бог и разрешает Сатане наводить бедствия на людей, то это необходимо лишь для последующего торжества добра.
Представления о добре и зле заложены от рождения в душу каждого человека и развиваются в течение всей его жизни, фор-мируя личность. Добро и истина в душе человека носят название Царства Божия (Царства Небесного) в нём. Часто дети до определённого возраста имеют более ясные представления о добре и истине, чем взрослые, в души которых привнесено много зла из окружающего мира. Поэтому на вопрос Своих учеников о том, кто больше в Царстве Небесном, «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 2-6). Имея в виду Божественное происхождение понятий «добро» и «истина» и будущее господство неба на земле, Христос говорил: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18: 36).
Подводя некоторые итоги, можно сказать про Бога Отца так: Он является постоянным источником вечной жизни; обладает высшим разумом, высшей мудростью, волей и безграничным могуществом; является постоянным источником чувств и эмоций со всеми их оттенками: любви, доброты, кротости, милости, благости, щедрости, нежности, радости, счастья, блаженства и других; неизменно истинен, праведен, нелицеприятен и долготерпелив; воплощает в Себе гармонию и красоту; постоянно созидает и творит; ненавидит ложь и зло.
Всемогущество Бога Отца обусловлено тем, что Он является источником Святого Духа, поддерживающего всё мироздание, обладает всеведением, то есть полным знанием обо всём мире (например, Ему известны мысли, чувства и поступки любого разумного существа), и управляет миром. При этом одним из высших принципов для Бога является свободное поведение разумных существ, не нарушающее, однако, гармонию мироздания.
Управляя миром, Бог планирует на тысячелетия вперёд все важнейшие события, которым надлежит произойти. Поэтому с такой точностью исполнились почти все библейские пророчества, и прежде всего пророчества о приходе в мир Спасителя (см. главу пятую настоящей книги и тему «Ветхий Завет об Иисусе Христе» в Сборнике библейских изречений).
Праведность Бога выражается в том, что Он никогда не лжёт, не лицемерит (Ис. 45: 23), и всегда следует Им же установленным законам, требуя того же и от других. «…Будьте святы, ибо Я свят», говорил Господь, обращаясь к еврейскому народу (Лев. 11: 44, 45). Этими словами Бог одновременно показывает, какой пример должны подавать власти для руководимого ими народа. Однако тот факт, что Бог не лжёт и не лицемерит, не означает, в частности, что каждое Его изречение, касающееся судьбы отдельных людей и даже целых народов, является фатальным, то есть будет обязательно исполнено. Оно может быть и отменено, если это не противоречит высшим принципам любви и добра. Бог говорит об этом так: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, погублю и сокрушу его; но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18: 7-10). Кроме того, Бог может отменить или изменить некоторые из ранее установленных Им же законов так, чтобы новые законы в большей степени отвечали высшим принципам любви и добра. После окончательной победы над Сатаной на смену нынешним небу и земле придут новое небо и новая земля (Ис. 65: 17, 66: 22; Откр. 21: 1, 2), а Ветхий Завет и Новый Завет будут заменены Вечным Заветом Бога с людьми (Ис. 61: 8; Иер. 32: 40; Зах. 11: 10, 11; Откр. 21: 3).
Бог неизменен в Своей истинности и праведности, и, естествен-но, хочет, чтобы люди, во всём следуя Его примеру, сохраняли Ему верность и не поклонялись всевозможным ложным богам (идолам), не создавали для себя кумиров. Об этом говорят первая и вторая заповеди Закона, данного Богом Моисею, где Господь называет Себя Богом ревнителем и требует от каждого из нас: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20: 2-6).
Все указанные качества Бога Отца лежат в основе понятий добро, святость и объединяющего их понятия совершенство Божие.
Те же качества лежат и в основе понятия совершенство Христа. Однако первоисточником вечной жизни является только Бог Отец и безграничное могущество присуще только Ему, ибо Святой Дух, поддерживающий всё мироздание, исходит только от Него (Ин. 14: 16, 17, 26; 15: 26). Другими словами, только Бог Отец является Вседержителем (Откр. 1: 8, 10; Ис. 45: 5, 7, 44: 6, 7). Христос, подчёркивая, что Он Единородный Сын Божий, унаследовавший качества Отца и неразрывно связанный с Отцом духовно, говорил: «Я и Отец одно» (Ин. 10: 30). Подчёркивая же, что Вседержителем является только Бог Отец, Христос сказал: «…Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28). Наконец, слова Спасителя: «…Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 10), означают, во-первых, что Христос — Единородный Сын Божий, но что Отец больше Него, и, во-вторых, что во время своей жизни во плоти Христос был наполнен исходящим от Отца Святым Духом и в Нём не было никакой лжи и никакого зла. Подчеркнём также, что Христос является самостоятельной Личностью ; Он обладает собственной волей, но всегда руководствуется волей Отца (Лк. 22: 42; Ин 6: 38, 8: 29; 1 Кор. 11: 3, 15: 24-28).
Указанными выше духовными качествами в той или иной степени обладают и все Ангелы Божии.
Сатана и его демоны являются первоисточником горя, страда-ний, войн, болезней и смерти. Обладая несовершенным разумом, граничащим с безумием, они презирают и ненавидят истину и всех людей, желая в то же время, чтобы люди подчиняли им свою волю и поклонялись им. Очевидно, что этого можно добиться на пути духовной деградации человека и утраты им своей индивидуальности, снижении людей до уровня биологических роботов. Сатанинское учение о добре и зле основывается на идеях естественного отбора в человеческом обществе, суть которых выражается словами: «мир принадлежит избранным», и следствиями которых являются эгоцентрические принципы: «живи только для себя», «всё только мне одному», а также эксплуатация человека человеком, стяжательство, гордыня, тщеславие, самолюбование, самовосхваление, наглость, хамство, непочтение к родителям и окружающим людям, бесцеремонность, жестокость и беспощадность (даже по отношению к своим союзникам), преступность. Силы зла культивируют потребительское отношение к жизни и извращённые представления о счастье, которые можно выразить так: «стремись получить максимум удовольствий, ибо жизнь коротка, а живём только раз», и «после нас хоть потоп» (ср. с Прем. 2: 1-11). Манипулируя массовым сознанием и навязывая людям определённые жизненные стандарты и стереотипы поведения, Силы зла способствуют распространению лжи, клеветы, лицемерия, цинизма, нечестивости, уродливости в её различных проявлениях (например, проституции), половых извращений (например, гомосексуализма и садомазохизма), невежества, глупости, различных страхов и суеверий, неуверенности в завтрашнем дне, вражды и отчуждённости между людьми, культа секса, неразборчивости в половых связях, супружеской неверности, бездуховности и идолопоклонства — поклонения различным идолам (кумирам), а не Богу. Понятие бездуховность включает в себя такие качества, как пренебрежительное отношение к духовным ценностям в сочетании с культом материальных благ и плотских удовольствий, отсутствие гармоничного духовного и физического развития человека, «стадный» инстинкт, следование сиюминутной моде и другие. В интересах Сил зла всё, что приводит к духовной и преждевременной физической деградации человека, превращению его в раба своих привычек и низменных страстей: стремление к «успеху» любой ценой, власти и богатству как самоцели, похотливость вместо одухотворённой, нежной и чувственной любви между мужем и женой, чревоугодие вместо разумного употребления вкусной и здоровой пищи, пьянство вместо разумного употребления спиртных напитков (когда, образно говоря, человек не «пропивает» свой ум и своё здоровье), курение, наркомания и т. д. К идолопоклонству относится, в частности, сотворение человеком различных кумиров, которым он бездумно поклоняется. Такими кумирами являются, например, руководители некоторых стран и «звёзды» массовой культуры. Следует отметить, что идолопоклонство отличается от уважения, восхищения и любви к отдельным выдающимся людям тем, что оно исключает какую-либо критическую оценку их деятельности, предполагает слепое и бездумное поклонение им. На открытом или замаскированном поклонении Сатане и другим злым духам основываются, например, знахарство, магия и колдовство. Сатана и его демоны несут ответственность за разрушительную деятельность людей, острейшие экологические проблемы, гонку вооружений, уродливость мировой экономики, проявляющейся в крайне неравномерном развитии различных стран и народов, хищнической эксплуатации так называемыми демократическими промышленно развитыми странами во главе с Соединёнными Штатами Америки всего остального мира.
|
|